Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом


РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
архиепископа Владимирского и Суздальского ЕВЛОГИЯ
ко всей православной пастве Владимирской Епархии


Дорогие отцы, братья и сестры!

     Трудно и совсем невозможно нам представить время нашего года и саму нашу жизнь без воспоминания, повсеместного празднования и многих молитв в наших храмах такого всемирного и вечного события для всех, как Рождество Христово, которым и воссияло чаемое всеми спасение Божие — этот новый и совершенный дар жизни.
     С Рождением Господа Иисуса Христа, как чудом чудес, произошло существенное изменение в мире, невиданное во всей его истории. Евангелие Христово, вместившее все крупные события из земной жизни Господа, словно продолжило первые и древние страницы книги Бытия, раскрыв тайну спасения человека как совершенно новое и неповторимое творение, — «в меру возраста Христова», завершив тем чудное Домостроительство над ним.
     Что же разуметь нам под схождением Бога на землю чрез Свое премудрое Воплощение?
     Какое назидание мы можем иметь здесь? Святой Василий Великий, святитель IV века, видит в таинстве Рождества Христова особый промысел Его о человеке, дабы «чрез подражание Христу, — замечает служитель Церкви, — он воспринял древнее сыноположение». Рай не научил первых людей совершенству. Только с явлением Христа на землю как на место изгнания жителей Рая наступило духовное преображение для них, узревших в Нём нового и совершенного для себя Богочеловека, Образа Святого для них, чего недоставало им прежде.
   Но победно достичь совершенства и спасения души невозможно, как учит нас Христос Бог, без крестного ношения и терпения всех земных обстоятельств, сложившихся в этом мире. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Мф. 10, 22). Во всем земном, даже самом тяжком, нет помех для высокой жизни для тех, кто ищет и трудится над ней. Напротив, все человеческие горести только способствуют духовному пробуждению и вразумлению тех, кто спит от видимого довольства. Для окружающей природы нужно не только солнце летнее, но и зима, и ветры как укрепляющие силы. Так о жизни в высоком её значении нам надо мыслить в целом, в главном, а не односторонне. «Знающий Бога, — учит святой Иоанн Златоуст, — не смущается и среди бедствий, предав себя надежде на помощь свыше». Действительно, не смерть должна нас страшить и ничто близкое к ней, а потеря духовной связи с Богом, сама судьба в будущей жизни и особенно Божий Суд, ничем неумолимый там, кроме дел милосердия.
    «Видишь, — говорит преподобный Феодор Студит, — что значит добрая жизнь? Она то и есть настоящая блаженная жизнь, ибо имеет живущим в себе Бога». Никакие земные чины, высокие положения в мире, никакое богатство и ни одна учёность не превысят никак доброй христианской жизни, как чуда, которое и есть самое большое событие во вселенной, какое только есть у неё. Смысл нашей веры — искать святость и чистоту во всём, что и делает такового бессмертным и блаженным. Святого мученика Платона, память коего совершается 18 ноября, язычники страшно вынуждали в обмен на жизнь и свободу для него произнести лишь три слова: «Велик бог Аполлон», но исповедник веры Христовой твёрдо отвечал им: «Не хочу грешить и словом».
   Мир страдает на сегодня от неверия своего в Бога Вседержителя. Самые совершенные и прогрессивные им соделанные вещи не решают проблемы смерти и тления, грозно стоящие перед ним. Меняются в нём лишь одни формы вещей, а суть остаётся та же - крайняя недостаточность их, чтобы всецело удовлетворить дух человека. «Сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли», — читаем мы в Святом Евангелии (Ин. 3, 31). Пусть всё земное нас не смущает как верующих людей, хотя оно и изощряется во всём и противится всегда небесному. Нам ценно не ослаблять, не опустить в жизни «Божие — богови» и делать это самым достойным образом и «во-первых», а «кесарево» есть кесарево, понятие чисто земное, временное как некая лишь дань, которой обуславливается внешняя часть жизни. Корень зла как раз не вовне, как кажется многим, на который можно найти меч, а на дне человеческого сердца, искореняемый совсем другим образом. Постоянным покаянием своим, доброй жизнью мы можем умножать Божий свет в мире или вносить в него собою тьму, не останавливаясь в страстях и грехах. Ничто внешнее не оскорбит и не унизит человека в этом мире, если он сам себе не повредит внутренне малодушием в вере и враждой к людям.
   Рождество Христово да воодушевит нас на новые силы правой веры и любви ко всем вечным ценностям бытия. Будем молиться и благодарить Бога за всё светлое, что есть на сегодня у нас, и трудное как повод к совершенству. Особо обратимся к Божией Матери как родившей Христа, чтобы Она была всем Матерью спасения. Сами же будем мирны между собой, нося «тяготы друг друга» (Гал. 6, 2), дабы более святилось Имя Божие в мире и как можно дальше от нас отстоял враг нашего спасения - диавол. Пусть единство наше станет выше всех раздоров. Оно и сохранит всех нас.
   С праздником всех, с вечной радостью души. Аминь.

Божией милостию смиренный Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский.