Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
Воспоминания

Встречи с преподобным Иовом.

Во время паломнической поездки в Арзамас летом 2015 года в арзамасском кафедральном Соборе мое внимание привлекла икона с частицей мощей, на корой был изображен седовласый старец и надпись: «Преподобный Иов Угольский». И сразу в голове замелькала мысль – неужели это он?

И стали всплывать воспоминания про далекие 80-е годы и про мои поездки в Угольку и про встречи со схиархимандритом Иовом. Уголька – маленькое село в закарпатской глубинке. И вспомнилась мне тропа в Угольку через перевал, поросший буковым лесом, и маленький деревянный приходской храм в честь вмч. Димитрия Солунского и сам настоятель старец-схиархимандрит, вместе со своими матушками-монахинями любезно принимавший всех приезжих.

Приходская жизнь на буднях в Угольке проста. Утром обязательно Литургия, вечером – вечерня. Служит всегда о. Иов. На службе тогда во время первого моего приезда на буднях почти никого - только двое приезжих московских студента МДА (помогают на клиросе), матушки-монахини, да я. Так каждый день. А вот в воскресенье служба особая. Закарпатье в те еще советские времена – место уникальное. Храм полон молодежи и хора в нашем московским понимании на Литургии нет, потому что неизменяемую часть Литургии поют все наизусть. А после причастного поют духовные песни и запомнился припев: «Иисусе, Иисусе, Иисусе помилуй нас, дай нам стати на правицю, як настанет судный час». Для Православия советских времен ситуация необычная, но и места здесь необычные – у населения более чем 500-летний опыт непрерывного сопротивления католицизму и постоянной готовности на исповедничество.

Запомнилось внимание, которым окружал старец каждого приезжего. Вспомнилось, как он сам угощал нас деликатесным овечьим сыром, который делают только высоко в горах. Вспомнилось, как посылал на нарзанный источник, который неподалеку от Храма. Для москвича видеть, как прямо из под земли бьет нарзан, да еще газированный было удивительно. Вспомнились и простой ответ на вопрос, который я задавал о. Иову, и его немедленное обращение ко мне с просьбой обследовать неврологического больного (юношу), которого привел к нему отец, для того, чтобы о. Иов о нем помолился. И его смиренный ответ отцу юноши о том, что надо просто обратиться к врачам, и его реплика, адресованная мне - «это от вина».

Вообще ничего необыкновенного, тем более ничего сногсшибательного за время пребывания в Угольке я не увидел. Не было и наплыва посетителей к старцу.

Пробыл я первый раз в Угольке недолго - дня три. После этого о. Иов обычно посылал приезжих посетить святые места Закарпатья: Чумалевский и Мукачевский монастыри и, обязательно, Почаевскую Лавру, давал адреса, координаты. Так по благословению о. Иова я побывал в закарпатских монастырях и в Почаеве.

И все-таки именно Уголька оставила в душе сильное впечатление. Запомнилась удивительная, предельная простота в обращении и во всем облике о. Иова. Впечатление от этой простоты и тепла трудно передать словом. Вот, подумал тогда я, человек, который стяжал любовь и смирение. Судя по тому, что теперь известно, я тогда не ошибся в своем суждении.

Современный человек преисполнен люциферизма (без Люцифера, хотя без его участия такие дела никогда не делаются) - самореализация, самоутверждение, надежда на свои силы (самонадеяние) и т.п. И как часто человек даже православный и не думает о том, что если существует всесовершенный Бог, то Он – источник всего доброго, а представления человека о себе, как о «нечто» поэтому стопроцентный самообман, как об этом и пишет Апостол Павел: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал.6:3,4). И все погони за этими «само» суть ничто иное, как утверждение себя в этом самообольщении. Ах, как часто современный человек борется за свою нетривиальность и стремится свою нетривиальность демонстрировать и в словах, и в делах, и в движениях, и даже в том, как стоит в Храме, и как одет в Храме... Ничего близкого ко всему этому я не увидел у о. Иова и это произвело на меня впечатление, сохранившееся на годы.

«Смиренным, как писание глаголет, Господь дает благодать. Как воды обыкновенно с высоких гор на низкие места стекают, тако реки дарований Божиих на удолия смиренных сердец низпущаются... Кто мнит себе ничтоже, из того нечто яко всемогущий соделывает» - читаем у Свт. Тихона Задонского.

О. Иов обладал очевидными дарами Святого Духа, хотя знали по опыту об этом лишь немногие, старец тщательно скрывал свои дары от внешнего взора. Расскажу несколько историй, происшедших с моими знакомыми, а чудесных случаев, описанных в Православном Интернете, повторять не буду.

Как-то в одной московской православной семье сложилась сложнейшая и запутаннейшая ситуация, требующая духовного разрешения. Известные московские духовники оказались бессильны чем-либо помочь. Духовный наставник семейства поехал за советом к о. Иову и после подробного изложения сути ситуации, спросил: «Так что же делать?» А в ответ услышал : «Нич. Я буду молитися». И старец стал молиться и к удивлению всех ситуация через какое-то время распуталась, рассосалась сама собою без какого-либо явного внешнего воздействия.

У одной моей знакомой серьезно заболела младшая сестра – врачи поставили грозный диагноз – рак. На грани отчаяния и мать и старшая сестра. Поехал человек к о. Иову и рассказал про болезнь девушки. А тот в ответ: «Да нет у нее никакого рака!», что и подтвердилось полностью впоследствии при помощи средств медицины...

И еще, матушки о. Иова рассказывали о том, что во время утренней трапезы о. Иов прозорливо говаривал о том, что сегодня будут гости, что и подтверждалось без осечки.

Во второй раз в Угольку я приехал не один – со мной был мой школьный друг, оказавшийся в труднейшей ситуации. Будучи женатым и, имея малолетнего сына, он проживал в семье супруги. А родители жены и сама супруга – люди из среды самой отборной – советская юриспруденция. Православие моего приятеля и его попытки приобщения к Церкви сына вызывали постоянные конфликты. После того, как о. Иов выслушал моего друга, решение ситуации было однозначным: «Требо разводитися. Благодати не будет». И решение старца было абсолютно твердым, несмотря на попытки моего друга аргументировать словами Апостола Павла: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее… Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы... Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?(1Кор.7,12-16). Но старец оставался непреклонным в своем решении. Я отчасти был невольным свидетелем этого разговора и, признаюсь честно, сильно соблазнился словами о. Иова, поскольку мне показалось, что они явно не соответствуют Евангелию: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф.5,32). Сработала гордость ума, я и не подумал, что с одной стороны мой друг мог скрывать от меня измены супруги, а с другой – о. Иов мог быть в курсе таких измен в силу своей прозорливости, при том, что о них могло быть ничего не известно моему другу. Супруга моего приятеля, кстати, вскоре после нашей поездки в Угольку подала на развод и затем быстро вышла замуж за другого, более соответствующего ее взглядам и нравам.

В общем в третий раз в Угольку я не поехал, хотя в то время были проблемы, хотя я и не потерял уважения к старцу и регулярно молитвенно поминал его при его жизни и после смерти в 1985 г.

...Вернувшись в Москву, после поездки в Арзамас я при первой возможности обратился к Интернету. И нашел, что были обретены нетленные мощи о. Иова (тело только ссохлось), и после смерти старца продолжались чудеса. А 8 мая 2008 года в Киево-Печерской Лавре под председательством митрополита Киевского и всея Украины Владимира Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил его к лику местночтимых святых Хустской епархии.

Празднование обретения мощей преподобного Иова (Угольского) 9 октября было установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 апреля 2009 года как местное празднование Ужгородской епархии. Теперь есть несколько икон преподобного, тропарь и кондак, акафист и молитва.

Про особые подвиги преп. Иова мало что известно. Был он строгим монахом, жившим по Уставу и высоко его ценившим и глубоко понимавшим, видел в монашестве свое жизненное призвание. Бегал славы человеческой. Даже сфотографировать о. Иова было не просто - отговаривался - «зачем такого старого снимать», но потом бывало уступал просьбе сделать кадр. Многие обращали внимание на его глубокое смирение. Впрочем, один подвиг нам известен – на протяжении 40 лет о. Иов ежедневно совершал Литургию, включая последний день своей земной жизни (за исключением двух дней – однажды, когда надо было срочно удалять осколок, засевший в теле еще с войны, и в другой раз, когда у матушек не получились просфоры). Если главный подвиг монаха – молитва и если выше молитвы на Литургии не существует, то 40 лет каждый день подряд о. Иов был со Христом

И еще узнал я о том, что на кануне кончины в 1985 году о. Иов предсказывал о том, что скоро православных перестанут преследовать за веру, но этим не надо обольщаться, потому что наступит чрезвычайный упадок нравственности. Вот такой он был преп. Иов – известный и малоизвестный, внешне ничем не примечательный и наделенный дарами Духа

Вот такие оказывается бывают встречи, с начала с живым святым человеком, затем с его нетленными мощами и даже в наше время - время, по словам преп. Иова Угольского, «чрезвычайного упадка нравственности».

Николай Колчуринский.


крест