Отец мой - Юрий Сергеевич Ченцов, 1930г.р., на протяжении нескольких десятилетий был заведующим кафедрой Цитологии и гистологии на Биологическом факультете МГУ, заслуженным профессором МГУ, лауреатом двух Ломоносовских премий. Автор нескольких учебников по цитологии и клеточной биологии. Мама - Белицина Надежда Васильевна 1932г.р., канд.биол.наук, лауреат Ленинской премии в области биологии. Вплоть до пенсии проработала старшим научным сотрудником в Институте биохимии им.Баха в Москве и Институте белка в г.Пущино.
По своим взглядам на мир Юрий Сергеевич был убежденный материалист - Человек состоит из клеток, т.е. в свою очередь из белков, ДНК и т.п. Все в жизни человека этим обусловлено, посему ставить вопрос о каких-либо моральных нормах бессмысленно. Мама придерживалась аналогичных либерально-ницшианских взглядов. Оба были убежденными атеистами. Мама рыдала от горя, когда узнала, что я крестился. Большей неприязни по отношению к Православию и Православной Церкви, чем у моего отца я за свою жизнь не видал. По-видимому, этот яд он изливал на своих студентов и учеников (см. далее). Встретившись с игуменом Адрианом Кирсановым в Псково-Печерском монастыре, я поведал ему о помыслах, беспокоивших меня, он, ничего не зная о моих родителях, сказал, что этому причина то, что я живу с очень неверующими людьми. Кстати, он, ничего не зная обо мне, сказал мне, что он, как и я - москвич.
Я понимал, что надо о них молиться. Тогда прошло еще совсем немного времени после прославления святых во время празднования 1000-летия Крещения Руси. Зная о том, что в прошлом особо большое число чудес бывало сразу после прославления святых, я специально посетил Смоленское кладбище в Санкт-Питербурге (могила бл.Ксении), Толгский монастырь (мощи Свт.Игнатия Брянчанинова). Рассказ о посещении Выши (мощи Свт.Феофана Затворника) - отдельный.
Я собрался отправиться в Вышу, где на территории монастыря, как мне было известно, был похоронен Свт.Феофан. Но где она? На карте нашел ж.д. станцию в Мордовии с этим названием. Решил ехать. Решение было достаточно рискованным. Если в Питере я останавливался в гостинице, в Толге – в монастыре, то в этой ситуации всё было неопределенным – у меня не было там ни знакомых, ни адресов, не ясно было даже, есть ли на станции Выша зал ожидания. Не за долго до отъезда мне приснился сон. Я увидал преп.Серафима Саровского, который мне сказал: "В Вышу поезжай". И я без колебаний отправился туда.
Приехал в Вышу под вечер и узнал, что это не та Выша, а поселок с таким же названием, где был монастырь - в Рязанской обл., примерно в 35км оттуда. Добраться туда от Мордовской Выши можно только пешком. Но где - ночевать? Только в маленьком зале ожидания на ж.д. станции. Кроме меня там никого. Подошла женщина из администрации. "Вы кто? Вы что тут делаете?" Вопрос понятный - какой-то заросший бородой молодой человек, ночующий в зале ожидания, при том, что недалеко оттуда мордовские лагеря, зоны. Я сказал двусмысленную фразу - о том, что в рязанской Выше - могила моего родственника, и я хочу ее посетить. Удивительно, но этот ответ ее устроил, и даже паспорт не попросила показать. Так и переночевал.
Утром пешком в Вышу и асфальтом, и проселками, погода была сухая и нежаркая – канун праздника Преображения Господня. Пришел в Вышу только к вечеру. Опять вопрос о пристанище. Удивительно, но не помню, чувствовал ли усталость. В рязанской Выше познакомился с местными православными (как - уже не помню, помню, что действующего Храма тогда в Выше не было). Те, узнав, что я пришел к Свт.Феофану, накормили меня и устроили на ночлег. Сообщили мне, что мощи святителя подняты и находятся в приходском Храме в паре километров от Выши, а завтра он будет открыт, будет служится Литургия. Утром отправился на праздничную Литургию в этот Храм. Так всё удивительно сложилось.
Задолго до моих поездок мама перенесла тяжелую онкологическую операцию и долго страдала от осложнений. Как мне после объяснила врач, при таких опухолях можно ожидать метастазов и через год и 2, и 10 лет. Но на нее это не повлияло. А вот после моей поездки в Вышу лед тронулся...
Существенное влияние на нее оказала встреча с о.Георгием Нейфахом. Тогда он еще не был рукоположен. Его жизненный путь - особый рассказ. Это был очень талантливый человек. Учась на биофаке МГУ, в основном играл в футбол и тем не менее поступил в аспирантуру по Кафедре вирусологии. Ее окончив, защитился не на канд.биол.наук, а на канд.физ-мат наук, что было сенсацией. При таком старте его ждала блестящая научная карьера. Еще большей сенсацией было то, что после получения ученой степени он ушел служить псаломщиком в сельской глубинке (по благословению о.Иоанна Крестьянкина).
Постепенно мама пришла к вере и постепенно воцерковлялась. Ее, как профессионального биохимика, тогда поразил факт того, что растения содержат большое число лекарственных веществ от разных болезней, при том, что биохимических веществ гигантское число, а с лечебными свойствами среди них - небольшой процент. Объяснить наличие большого числа лекарственных веществ в растениях случайностью весьма сложно. Гораздо разумнее предполагать в этой ситуации Сотворение. Об обстоятельствах моей поездки в Вышу и о том, что после этой поездки с мамой начались перемены, я рассказал о.Адриану, тот благословил меня отслужить благодарственный молебен.
В начале 90-х она познакомилась с владыкой Евлогием, еп. Владимирским и Суздальским и стала сотрудничать в епархиальной комиссии по канонизации святых. Для нее, как для лауреата Ленинской премии, были доступны архивы. В комиссии она протрудилась около 15 лет и была удостоена ордена Св.равноапостольной княгини Ольги. Написала несколько книг, посвященных истории приходов и монастырей Владимиро-Суздальской епархии. До конца дней своих - исповедовалась и причащалась.
Но что делать с родителем? Этот вопрос я задал преп.Иову Угольскому, сказав только, что отец - неверующий. Тот ответил, что разговаривать с ним бесполезно - не будет слушать. Я понимал, что надо за него молиться, но моя молитва очень слабая, а как молиться у мощей или чудотворных икон в Храме за такого человека, если Церковь за таких не молится? Он был некрещеным. Мне пришла в голову мысль, что надо помолиться у рак с мощами святых, которые находятся вне Храмов. Два таких места мне были известны - Киево-Печерская Лавра и Псково-Печерский монастырь. Я летом туда и отправился. Денег на дорогу и проживание было в обрез. По дороге в Киево-Печерскую Лавру со мной произошел удивительный случай, я впоследствии написал о нем следующее стихотворение:
Три рубля незнакомки
Я в Киев приехал, чтоб здесь помолиться у рак преподобных.
И денег с собой я имел лишь тогда на дорогу.
В троллейбусе тесном, что шёл в направлении к Лавре
Внезапно ко мне подошла незнакомка.
Сказала мне: «Ты ведь здесь редко бываешь, а денег-то нет».
А затем, не добавив ни слова, мне в руки дала три рубля.
Помолившись у рак преподобных, из Киева я отправился через Белоруссию в Печоры, где у входа в пещеры в "вестибюле" стояли две раки с мощами. После молитвы я, прикладываясь к одной из них, увидел, что между корпусом раки и крышкой - обугленная щель, длинной примерно в 5см. Из этой щели шло дивное благоухание. Впоследствии я узнал, что эта щель появилась при попытке немецкого рыцаря вскрыть раку мечем. Тогда из этой щели вырвался огонь.
Зимой 90-91гг. Юрий Сергеевич был сильно болен - у него случился инфаркт. Во время пребывания в клинике 1-го Мединститута на Большой Пироговской, наступила клиническая смерть. О подробностях не имею права рассказывать - такова впоследствии была его просьба. Когда он несколько поправился, из окна клинического корпуса он увидел Храм преп.Димитрия Прилуцкого, от которого исходило сияние необыкновенного света. Вскоре в этом Храме он принял Таинство Св.Крещения. Стал после этого регулярным прихожанином этого Храма, исповедовался и причащался. Через 2-3 месяца после пережитой клинической смерти начал писать св.иконы. Вскоре он обвенчался с мамой. Для меня такой переворот был полной неожиданностью и не только для меня. Его бывшая аспирантка Аня Н., певшая в хоре Храма преп.Димитрия, впервые увидев в нем Юрия Сергеевича, подошла к нему и спросила его: "Юрий Сергеевич, а что Вы тут делаете?"
После инфаркта он прожил еще 29 лет, вплоть до последних лет продолжал преподавать в МГУ, и ходить в Храмы. Говорил, что клетка - бездна премудрости и никакими иными причинами, кроме как Сотворением ее появление не объяснить. В конце жизни входил в состав редсовета альманаха "Божественное сотворение и современная наука", основанного иер.Даниилом Сысоевым.
Ченцов Николай Юрьевич
|