Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
новости

Апостольским путем к вере.

   "С праздником, братья и сестры!
Апостол ПетрАпостол Павел    Мы с вами можем сказать, что пути к Богу у людей различны. У многих свои пути к вере. Правда, говорят, что путь к истине один. Церковь засвидетельствовала святыми о ом, что есть несколько дорог, которые сводятся в одну. И эти дороги к Богу. Дороги к познанию Бога - богопознание.
   В лике святых апостолов Петра и Павла мы можем увидеть как бы неких два пути. Абсолютно, на первый взгляд, различных между собой: умный и сердечный. Вот апостол Петр - простой рыбак, человек неученый, услышав голос Христа о том, что надо идти - он пошел. Этот будущий апостол познавал Бога сердцем - не иначе. Он говорил, что Ты есть Христос - Сын Божий и Спаситель мира. Никто тогда не смог уразуметь, понять Кто есть этот пророк, что за учитель. А Петр сердцем познал Его. И не через Священное Писание, известное многим, и как волхвам не через звезды. А открыл просто, поскольку Петр просто воспринимал слова Христа, просто шел за ним, с жадностью слушал Его слова. Благоговейно воспринимал все, что Он говорил и старался ему подражать : даже в хождении по водам. И даже в этом он воспринимал Христа просто.
   В этой простоте веры можно найти очень много примеров из нашей с вами жизни. И лучше из жития святых. Простота богопознания, например, была у Марии Египетской. У простого нашего народа русского, явившего очень много подвижников благочестия с этой чистой, простой, сердечной верой. Целый сонм лик блаженных и юродивых, как, например, блаженная Матрона. Которые воспринимали сердцем Бога, а не ученостью. Но вот что интересно: через это познание сердцем они воспринимали и ученость. Мог ли Петр проповедовать в языческом ученом мире так, как если бы он был простым и неученым рыбаком? Кто бы его слушал? Но его слушали. Его слова были так весомы, так значимы, что не только в Риме, но и во многих крупных городах философского и языческого мира его слушали многие просвещенные люди и обращались к вере. Что то произошло, значит, с человеком.
   И еще один путь - путь Павла. Который, будучи Савлом, был страстным гонителем. И через ученость и знания о Спасителе быть борцом с учениками Христа. И в тоже время через эту ученость так потрудился и написал столько посланий, как никто другой. Которые и поныне научают очень многих многому. И в этой учености никто не мог поколебать его веру. Правда, эта ученость была некогда посрамлена Христом. Он был ослеплен. На пути в Дамаск, желая уничтожить христиан, он был ослеплен и просвещен Христом. Вот в этих двух путях: ученом и про́стым, мы видим некое сочетание. И в ученом пути есть обязательный момент - это смирение. Которое было и у наших святителей: Николае Мирликийском, Иоанне Златоусте и других великих учителей. И это смирение, не смотря на их ученость, произвело простоту веры. Вера, которая рождалась от простоты сердца и вбирала в себя ученость. Мария Египетская знала Священное Писание не читая его. А многие святители, которые были просвещены философией и науками, имели в себе такую простоту общения, которой не было подчас у простого народа. Оказывается, одно другое дополняет.
   Мы с вами постясь этим Постом, трудясь на ниве говения, не должны были забыть о том, к чему должен был привести этот Пост. Зачем он нам был нужен? Многие постились по традиции и по тому послушанию, которое у них было. Есть такая вера, и она должна быть. Но, смотрите, она должна была быть увенчана, подкреплена познанием и исповеданием веры, ученостью, просвещенностью, которая бы могла бы всякому вопрошающему дать ответ. Но что же иной раз происходит? "Ничего не знаю, сам пощусь, ничего никому не скажу!" Есть и другое, когда человек пришел от различных учений и понял, что в православии есть для него много полезного. И стал исполнять это полезное для себя, но при этом не снискал для себя духовного откровения, просвещения и открытия своего сердца, простоты и доверия к Богу. Значит, не было до конца открыто сердце. Не была до конца открыта душа - лишь только работал ум и больше ничего.
   Оказывается, для богопознания нам не хватает обоих этих дорог. Нельзя замыкаться только на чтении книг, надо еще обязательно раскрывать свое сердце. Как, скажем, нельзя талдычить одно и тоже утром и вечером по привычке. Когда молитва уже мертвая бывает и не прилепляется к ней сердце. Забывается, что должен быть и свой вздох - личный, сердечный, в своем прошении.
   И сегодня чествуя первоверховных апостолов Петра и Павла, берем у них пример жизни, подвига. Берем сейчас и конкретно для себя. А тем кто много думает и размышляет, и через свой ум пронизывает, должен и сердце свое открыть. Так, чтобы в этом сочетании получилась живая, умная, рассудительная вера. Аминь."


Проповедь протоирея Георгия Морохина на окончание Петрова Поста, 12 июля 2008 г.

крест