Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
новости

Полёты не во сне, а на яву.
Или первые попытки облетов храмов Судогодского благочиния.

Давно "парила в воздухе" задумка с о. Георгием - снять храмы с высоты птичьего полета. Благо, что под руками была и есть техника для полета - параплан с парамотором. И, конечно, пилот(ы). И наконец, собрались и сделали первую "вылазку".

Полеты на параплане с мотором имеют одну особенность - время для полета - это утро или вечер. В эти часы термическая активность низкая и в воздухе можно чувствовать себя достаточно комфортно. А тем более благоприятнее для видеосъемки. Днем солнышко нагревает поверхность по разному: где сильнее, где слабее. Образуются поднимающиеся воздушные потоки с разными скоростями, плюс ветер. И тут пилота, как говорят парапланеристы (да и пилоты авиатехники), начинает "колбасить". Или понятнее - попадать в "воздушные ямы".

Храмов и часовен в Судогодском благочинии более тридцати. И облетать их на параплане - не один день нужен. Ах, если бы был в запасе вертолёт! Маленький хотя бы. Тогда без проблем за пару дней облетали бы все благочиние. Но... что имеем, на том и творим.

Вообщем, решили в первый день утром пролететь по маршруту Заястребье-Новый Никола-Муромцево-Судогда-Спас-Беседа. А вечером, Бог даст, стартовать из Александрово, пролететь Ильино с часовней и добраться до Димитровского погоста.

К восьми часам были уже в районе Заястребья. Главное - это найти площадку (поле) с низкой травой, чтобы удобнее было стартовать. Бежать по высокой траве - ноги заплетутся и упадешь. Старт со стороны кажется простым: на земле разложен параплан, который подцеплен к подвеске с парамоторм. Пилот "впрягается" в подвеску и становится похожим на Карлсона с моторчиком за спиной. Разбегается, при этом купол начинает подниматся, встает над головой, образуется подъемная сила и ... ты уже в воздухе. Дальше набор высоты и пошла работа.

Ветер в эти часы был слабенький и ровный. Правда, небо было в облаках, солнышка не было видно. Немного серовато, как бы. Ну, погоду мы не выбираем, а красок в видеоряд на компьютере добавим :-). Молитва "Царю Небесный", запуск мотора, разбег и вот уже я и в воздухе. С метров тридцати уже в воздухе стало немного потряхивать - а что делать? Это же не ИЛ-86 многотонный. Тут тебя как перышко пошвыривает. Но не критично, терпимо.

Набрав метров 200, достал камеру, прикрутив ее между ног на площадку. Все это делать приходится одной рукой. Потому что, в другой - рычаг газа и две "клеванты". Это такие ручки, которые висят на стропах, и ты ими управляешь куполом. Как на тракторе - потянул правую стропу - купол поворачивает направо, левую - влево. Бросать их не очень хочется, потому что, в любой момент можно получить "пинок" от воздушного пузыря, "провалиться" в яму, или получить легкий удар порывом ветра, и купол надо отслеживать - все-таки это тряпочка, которую может сложить и ... Но в мировой статистике вроде был только один случай сложения купола у моториста. Да и запасной парашют можно с собой взять. Но если не "выпендриваться" в воздухе и не лезть в "термичку" - полет всегда будет в удовольствие и с приземлением.

В полете с мотором есть одна особенность - если он глохнет, то купол будет планировать и опускаться вниз - тяги-то уже нет от мотора. Пролетая вперед метров 5-6, он теряет в высоте около метра. Поэтому надо всегда рассчитывать - а куда будешь приземлятся? Поэтому запас высоты - очень полезная вещь. И стараешься лететь так, чтобы была возможность уйти на "запасной" аэродром - любое открытое место свободное от столбов, деревьев, построек. Но, честно, говоря, пока таких случев не было (потому что не так часто летаю?).

Так как основная задача была видеосъемка - очень напрягала "болтанка". При снижении она увеличивалась. Это хорошо видно на кадрах - они "качаются" и подпрыгивают. Поэтому не ругайте шибко - как есть, так и получилось. Но, в принципе, можно и полетать еще и снимать, снимать, снимать - уж, тогда выбрать точно можно будет хорошие кадры.

Радует одно, что все вы увидите свои родные места с высоты - в каком кино такое покажут? Увидите красоту земли нашей, просторы, масштабы, небесный горизонт, всё, как творение Бога - для нас людей. Кое-где съемка убыстрена, чтобы не так тягомотно было смотреть подлеты. И наложена музыка - слушать трескотню мотора утомительно. Вообщем, смотрите, удивляйтесь, радуйтесь.

Настоятели храмов! Простите, что не так. Бог даст, и переснимем (после внимательного просмотра уже есть желание всё переснять). Первые полеты дали небольшой опыт как лучше это делать.

Утренний полет закончился за Спас-Беседой. "Группа подбора" в лице о. Георгия и, подъехавшего на велосипеде, о. Сергия приняла меня на борт машины. А в доме о. Сергия матушка Надежда ждала "небесных" гостей с чаем.

После "гостевания" у о. Сергия, глядя на всё облачное небо, решили продолжить полеты и подъехать к с. Александрово.

На месте - рядом с храмом - на хорошем ровном пятачке стали раскладывать полетную амуницию: сделали моторную смесь, собрали установку, купол разложили на земле, "колдун" поставили (это на длинном шесте ветроуказатель такой). И постояв, поняли, что полет придется отменить - ветер все усиливался и усиливался. "Колдун" уже трепыхался параллельно земле - это уже условия не для парамотористов - был уже сильный ветер. И солнышко стало проглядывать, что и радовало - вечером более яркие краски будут, но и еще более "запрещало" полеты.

Собрались и поехали обратно.

Отдохнув и пообедав, в часов пять тронулись к с. Александрово. По дороге позвонили "прихожанину Олегу" (так подписаны его заметки о восстановлении храма Рождества Богородицы - самому активному и болеещему за судьбу храма человеку. И на поле потом воочию с ним и познакомились.

Старт прошел штатно. Набрав высоты, сделал пару заходов на храм (а надо делать гораздо больше) и по указующей руке о. Георгия - "дан приказ ему на запад" - пошел в сторону Ильино.

То, что знаешь с земли, на высоте видится всё по другому. Долго ищешь ориентиры, всматриваешься в дороги, крыши домов. В принципе, даже можно заблудится, если четко не представляешь карту местности. Но Ильино было рядом, сама часовенка у дороги, и найти ее было легко. Сверху она была такая маленькая, какая-то затерянная среди построек, хотя на земле она смотрится величаво. Кстати, пролетая над Судогдой, долго искал храм Александра Невского. Но зная, что он отстоит вдоль дороги немного от Екатерининского собора (хорошо, что золотая маковка на нем!), увидел знакомые очертания.

Но солнышко уже было очень низко и лететь на Димитровский погост смысла не было - темнело на глазах. Поэтому приземлился, отзвонился "группе подбора", и пока ждал их собрал вокруг себя толпу ребятишек и местных завсегдатаев. Ведь не каждый день в небе "порхают" такие аппараты.

Так закончился первый видеосъемочный полетный день. И Богу слава!

Параюнга. Судогодский район, 19 сентября.

Первый полет над Судогодской землей с видеокамерой (часть 1).***

Продолжение. Вечерний полёт.

*** Первыми в небе Судогды были Саша Корзун, Виктор Безенков, Манаков Геннадий, Сергей Евдокимов. См. заметку "В небе Судогды".

крест