Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

Приходской листок ко дню памяти
первоверховных апостолов Петра и Павла.

  "Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост.
Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой - праздником праздников, - которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели.

Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла?

Апостол Петр, которого до его встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным, почти совсем неграмотным. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью - и пойти за Христом.

Совсем другим человеком был апостол Павел, до своего обращения носивший имя Савл. Он происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова, имел почетное римское гражданство, был строжайшим исполнителем иудейского закона - фарисеем. Кроме того, Савл был великолепно образован и сведущ в античной мудрости, прекрасно знаком с античной культурой. У него была большая власть: он имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Однако все это он делал по своей пламенной ревности к Богу, и поэтому, когда Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, Савл с такою же ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.

Апостолы Петр и Павел понесли огромные труды и претерпели неимоверные страдания. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Петр первым из апостолов был заключен в темницу, а затем перенес поругание и побои от иудеев, но только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах. Неоднократно его бросали в тюрьмы, подвергали преследованиям и побоям. И после того, как апостол Петр обратил в христианство двух жен римского императора Нерона, Нерон велел распять его на кресте.

Апостол Павел совершал непрестанные путешествия для проповеди Евангелия. Во время своих странствований он написал 14 посланий. Своей мудростью и красноречием он обращал тысячи людей ко Христу. Иудеи неоднократно хотели убить апостола Павла. Один раз побили камнями и, сочтя умершим, выбросили за город. Потом свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют Павла. Но промыслом Божиим он продолжал свое служение. На больных возлагали платки и пояса, взятые у апостола Павла, и у страждущих прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Нерон велел умертвить Павла мечом, так как тот был римским гражданином. Оба апостола погибли в один день, хотя и с разницей в один год.

"Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум", - говорится в стихире праздника. "Петрова твердость" - это мужество в исповедании веры и в страданиях. "Павлов разум" - это та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей.

Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Петр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол Петр просил распять его не как Христа, а вниз головой - как недостойного ученика.

Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонителем Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя "извергом", наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток.

Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению. Аминь".

Иеромонах Симеон (Томачинский).

Положение православных приходов в Судогодском благочинии в Советское довоенное время

Жизнь приходов в Судогодском благочинии сильно зависела от общего состояния Церкви, ее отношений с советской властью.

В Судогодском благочинии закрытие церквей началось в начале 1920-х годов, а широкомасштабно развернулось уже в 1930-х годах, так на 1933 год действующими оставались 15 храмов, а к 1940 году было уже закрыто 13 церквей. Очень часто одной из причин требования закрытия церковных зданий было утверждение о том, что помещение храма необходимо для использования под другие цели. Однако "Сведения о религиозных объединениях по сельской местности Судогодского района ИПО за 1 полугодие 1932 года" дают сведения о том, что из трех закрытых молитвенных зданий одно было снесено, а два - оставались никак не использованы. Часто помещения храмов использовались под зернохранилища, склады, местные клубы и театры. Закрытие храмов сопровождалось арестами священнослужителей, к 1935 году их осталось всего 26 человек.

О примерном количестве членов приходов можно судить из книг регистрации религиозных обществ, так как после отделения Церкви от государства было объявлено о том, что каждая церковная община должна была зарегистрироваться. Так, в "книге регистраций религиозных обществ за 1923-24 и 25 года" по Судогодскому уезду, имеются данные, что количество членов православно-религиозного общества верующих при Екатерининском соборе было 1152 человек, в Спас-Купалищском православно-религиозном обществе верующих - 794, в Чамеревском - 521, в Заястребском - 252, в Ильинском - 1055, в православно-религиозном обществе погоста Спас-Беседа - 351, в Александровском - 150, в Новоникольском - 114, в Воскресенском - 440, в Дубенкинском - 322.

В начале 1920-х годов, в связи с декретом об изъятии церковного имущества в помощь голодающим, в Судогодском уезде была проведена опись церковного имущества во всех храмах благочиния. Параллельно проходило и само изъятие. При этом встречаются случаи, когда верующие собирали драгоценные вещи взамен церковным. Но в этом случае их заставляли сдавать и то и другое.

В начале 1930-х годов начинаются первые попытки со стороны местных властей закрыть Екатерининский собор, но усилиями верующих этого не произошло. В 1933 году от группы верующих Екатерининского собора было послано "заявление" в Московский Центральный Комитет: "Мы, верующие, просим И.К. придти нам на помощь. Собор - единственная церковь в городе, приход состоит из города Судогды, завода Кр. Химик и 18 деревень. 12 декабря 1932 года у нас собор закрыли и мы никак не можем получить разрешение на его открытие. Обращались в Облком. Нам дали разрешение, но местные органы никак не идут на встречу. Наконец, 10 апреля 1933 года дали нам разрешение на собрание, собрание состоялось - выбрали коллектив. Все стало - по хорошему. Велели подыскивать священника. Его нашли, но местное ГИСКУ не разрешило ему служить. Прислали другого, он заполнил анкету, зарегистрировался, но и этому ГИСКУ не разрешило служить…".

Разбирательство по данному делу длилось до сентября 1933 года, и в Екатерининском соборе, наконец, возобновились богослужения. В 1937 году решением Президиума Ивановского Облисполкома от 15 июля 1937 года Екатерининский собор был закрыт: "Учитывая ходатайство местного населения о закрытии Екатерининской церкви в г. Судогда и об использовании ее под городской театр, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и предать Судогодскому горсовету для использования под городской театр…". После этого священники, служившие в Екатерининском храме, были арестованы. До этого в 1927 году в г. Судогда закрыта тюремная церковь, а 29 апреля 1933 года постановлением ОБЛИКа закрыта под слом деревянная Кладбищенская церковь.

В 1929 году были арестованы священнослужители храма Вознесения Господня села Дубенки, однако при храме оставался церковный совет из числа верующих. В 1934 году из-за изъятия церковного сарая и разбора каменной кладбищенской ограды у него возникли разногласия с местными властями. Прихожане писали жалобы в Ивановский Облисполком, который поручил Президиуму Судогодского Райисполкома разобраться. Президиум постановил: "считать сарай за колхозом, из описей имущества религиозной общины исключить. Что касается кладбищенской ограды, последняя как развалившаяся использована для школы, разломанная часть в ближайшее время будет заменена деревянной…". Сейчас уже неизвестно исполнили ли свое обещание местные власти, поставили ли деревянную ограду взамен сломанной. Неизвестно и когда церковь была закрыта окончательно, но произошло это до Великой Отечественной войны.

В храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" в селе Гонобилово богослужения прекратились после арестов священников в 1932 году. После этого "началось сжигание икон. Сначала храм использовали как клуб, затем там был сельсовет, и медпункт, и зернохранилище. Уже в полуразрушенном храме ремонтировали трактора…". Кончилось тем, что храм разобрали на кирпичи, которые использовали под фундамент домов местные жители.

В селе Александрово в 30-х годах служил о. Федор Соколов, которого, по воспоминаниям, раскулачили вместе с семьей "выгнав всех из дома. Конфисковав все, что было у них, вплоть до посуды и постельного белья. После чего дом священника сожгли…". Жители села выкупили для о. Федора крохотную баньку, где он и жил вплоть до своей смерти в 1936 году. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт. После его закрытия "в одной половине здания устроили зернохранилище, а другую его часть использовали под клуб".

Подобные процессы происходили во всех приходах Судогодского благочиния. Храмы облагались непосильными налогами, растаскивали церковное имущество, священников не допускали до службы, раскулачивали, арестовывали и, в конце концов, храм закрывали. Прихожане, опасаясь репрессий, боялись предпринимать какие-либо серьезные шаги, да и число их с каждым годом уменьшалось. Несмотря на все притеснения со стороны властей, священнослужители продолжали свое служение: крестили, венчали, отпевали, совершали богослужения до тех пор, пока их за это не арестовывали.

Вопрос священнику.

Как быть, если лучший друг не хочет понять верующего, считает это все искусственно притянутым. Попросту говоря, как же поддерживать взаимоотношения с атеистом или маловерующим?

В нашем обществе, наверно, нет ни одного православного человека, у которого не нашелся хотя бы один близкий человек (в семье, на работе, в кругу друзей), упорно противящийся вере. Люди эти очень разные, поэтому нет единого универсального подхода. Однако существуют правила и принципы, которыми мы должны руководствоваться. Заповедь, запрещающая осуждать, разумеется, распространяется и на активных атеистов. Их надо искренне пожалеть. Душа их больна, поражена недугом слепоты. Надо решительно оставить мысль об их неисцелимости. Величие христианства заключается в частности и в том, что оно ни одного человека до последнего его издыхания не считает духовно безнадежным. Надежда – одна из трех главных добродетелей нашей спасительной веры. В святцах есть имена людей, бывших когда-то разбойниками, которые духовно воскресли, превзошли нас своими подвигами и стали святыми.

Каким бы не казалось нелегким общение с ними, мы не должны устраняться от них, тем более не допустимо идти на разрывы жизненных связей. Нет в мире ничего случайного. Господь ждет, что мы им поможем.

Беседы с ними проходят трудно. Они не только не дают положительного результата, но почти всегда оставляют в душе какой-то осадок. Поэтому опытные наставники решительно не советуют обсуждать с ними какие-либо религиозные вопросы. Только тогда, когда появиться хоть малая степень искреннего интереса, тогда это можно делать спокойно, разумно, ненавязчиво.

Конечно, есть много людей с сознанием, отравленным предубеждениями и ложью, но большинство людей страдает элементарным неведением. Нам не удается обращать близких к вере чаще всего, потому что не имеем плодов духовной жизни. Самая сильная проповедь - проповедь делами, образом своей жизни. Окружающие нас нецерковные люди, к сожалению, видят лишь внешние признаки нашей веры. Если бы они увидели, что православные люди исполнены любви, всегда радостны, с ними просто и легко, от них исходит тепло, тогда и они потянулись бы за нами. К такой проповеди призывает наш Божественный Учитель: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16). Христиане первых веков обратили в христианство языческий мир Средиземноморья, потому что они засвидетельствовали истину спасительного учения своей высокой духовно-нравственной жизнью.

Какой обряд следовало бы пройти православному перед убытием в армию? Какое действие необходимо совершить православному перед боем?

Прежде чем станете воином, исповедайтесь и причаститесь святых Животворящих Христовых Тайн. В храме закажите "Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякого дела". Хорошо было бы дома самому почитать акафист Божией Матери. С собой возьмите молитвослов, небольших размеров иконку.

Недостаток возможности читать продолжительные молитвы восполняйте кратким, но частым молитвенным призыванием Господа, Богородицы и святых Угодников.

Согласно традициям русского христолюбивого воинства, перед сражением служится молебен. Известно, что без него А.В.Суворов не начинал ни одну баталию. Если в вашей войсковой части нет священника, сами сердечно помолитесь перед боем. Призывайте Заступницу Усердную: "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная". Прочитайте "Живый в помощи Вышнего…" (90-й псалом).

НОВОСТИ

Строительные новости:

- 12 июля планируется освящение и поднятие креста на малую северную маковку Екатерининского придела;
- в строящемся центральном Свято-Екатерининском приделе установлен балкон для клироса;
- продолжается штукатурка стен Свято-Екатерининского придела;
- проведены первые подготовительные работы по планировке грунта на месте будущей часовни пос. Бег;
- оформлена документация на выделение участка земли под строительство храма в пос. Бараки.

Планируется:

- завершить штукатурные работы в храме и алтаре Екатерининского придела;
- раскрыть арку между западным и центральным приделом Свято-Екатерининского храма;

Прочие новости:

- в июне традиционно при храме работал православный благотворительный детский лагерь, в котором было организовано 35 детей в возрасте от 7 до 15 лет;
- 22 июня в День памяти и скорби в Судогде уже по традиции прошла акция "Зажги свечу", состоящая из концерта, организованного православной молодежью, записью имен родных, воевавших в годы Великой отечественной войны для поминовения на панихиде, раздачей свечей для возжжения возле Мемориала, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;
- 27 июня состоялась поездка в Дивеево и Арзамас;
- в июле управляющий Владимирской епархией архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий посетит с архипастырским визитом некоторые приходы Судогодского благочиния.

Приход Свято-Екатерининского храма поздравляет
с Днем Ангела:

протоиерея Георгия Морохина (06.07)
Игнатову Ольгу (24.07)
Новикову Алевтину Владимировну (29.07)
Морохину Марину Анатольевну (30.07)
Пахомову Марину (30.07)
Подакову Марину Ивановну (30.07)
Бодрову Марину (30.07)
Струкова Илью Михайловича (02.08)
Иванову Марию Максимовну (04.08)
Аникину Марию Ивановну (04.08)

и Днем Рождения:

иерея Льва Варламова (12.07)
Юрко Юрия Дмитриевича (08.07)
Струкова Илью Михайловича (20.07)
Артамонову Ларису (21.07)
Хапугину Татьяну Владимировну (25.07)
Комолову Людмилу Николаевну (01.08)
Цурук Нину Максимовну (24.08)

крест