Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

Обращение ко всей православной пастве Владимирской митрополии
в связи с наступлением Великого Поста 2016 года.

"Дух прав обнови во утробе моей" (Пс.50:12)

Во имя Отца и сына и Святого Духа!

Дорогие и возлюбленные чада верные Церкви,
всечестные отцы, братья и сестры!

По любви Божией и многой милости ко всем нам, православным людям, настал снова Великий и Святой Пост, приуроченный к дню Пасхи Христовой, что несомненно, много может значить для каждого в вопросах жизни на сегодня и, особенно, в деле из дел спасения нашей души, как «вещи бессмертной». Идёт речь о нашем с вами духовном состоянии и содержании, как первом и ценном качестве жизни.

Церковь Христова даёт нам разумение этого времени, как спасительного, говорит нам о воздержанности, о некой борьбе с тем, что нас обезличивает, тяжко ранит душу и тело, внутренне обмирщает, с одной стороны, а с другой, она увещевает крепко держаться того, что нас духовно подымает и прямо преображает. В глубокой греховности, нераскаянности в ней и сокрыта основная причина нашей духовной бездеятельности и полной беспечности, игнорируя волю Вседержителя своего, не исполняя Его святые заповеди, как единственного пути спасения, стяжания Всесвятого Духа и наследования самой вечной жизни, как конечной цели бытия.

"Чувство своей глубокой греховности у святых,- учит святитель Иоанн Златоуст,- было от близости их к Источнику Света – Христу". Видеть себя в этом смысле, значит, подлинно знать свою пагубность и находить в покаянии своё спасение, как новую жизнь. "Кто сподобится видеть самого себя, - говорит преподобный Исаак Сирин, - тот выше сподобившихся видеть ангелов". Не на худшее и смертельное мы созданы Богом, куда мы неосмысленно себя обрекаем, а единственно на лучшее, высокое, т.е. к тому, что поистине вечно, абсолютно прекрасно и благоуханно может быть для нас.

Бог есть вечное Добро и нас сотворил на добро, дабы мы Ему подражали в том и являли тем, немеркнующую славу Божию. Нам нельзя жить как придётся, но жить так учит нас святое Евангелие, как оно показывает эту жизнь в Самом Иисусе Христе, Богочеловеке, где начертаны Его высшие божественные свойства. За Христом Богом последовали тысячи и тысячи людей.

Нам есть на кого с вами взирать, чему учиться и кого держаться. Вот наше святое и живое зерцало (прекрасное в?идение). Смысл ведь бытия совершенно один – стать человеком в полном его значении, во весь его рост, как был он вызван Богом к нему. Человек в себе и собою совершенно неповторим, отдельный в личности, живой космос. Всё в нём, в его душе как царственной силе его существа. "Царство Божие, - говорит нам Господь, - внутрь вас есть" (Лк. 17:21). Какая отрадная для нас Истина Божия. Никто ведь не обижен, все носим в себе "сокровище благих", добрый виноградник, Божию душу, который требует нашего пристального внимания к нему, а точнее, постоянного труда над ним, чтобы не только самим наслаждаться им, но ещё и услаждать окружающий нас мир, как бедствующий в этом смысле.

Как это понять? Если живём с вами, то живём подчас не той полной жизнью, которая бы нас всецело могла удовлетворить и прямо осчастливить. Нам явно недостаёт именно духовного и святого бытия, - жить истинной верой в Бога, твёрдым упованием на жизнь вечную, жить только с христианской любовью, только постоянным милосердием ко всем без исключения, – близким и дальним и даже к врагам своим, как заповедал Сам Господь Иисус Христос.

Вот наши подлинные признаки души, её прекрасная риза, о чём более всего должны думать и беспокоится. Должны знать, что не дела сами по себе важны, а цели их, христианское отношение какие вкладываем в них. Если только себе ищем славы здесь, предпринимая всё, наши деяния тогда ничего не будут значить. Но если живём из веры и трудимся для славы Божией с непрестанным благодарением Ему, как долг, сила Божия озарит и утешит нас тогда среди бесчисленных наших скорбей. Не Бог ведь от нас, а мы от Него; Отсюда, без помощи Его нам ничего высокого и совершенного не достигнуть, что бы не создавали с вами уникального и не строили.

При всех данных и возможностях мы должны с вами совершенно осознано поступиться собою, т.е. поставить себя на место, что значит, искренне смириться перед Тем, Кто есть всё, есть неистощимый Источник бессмертия и блаженства, покориться перед Его Законом вечной жизни и спасения, совсем не чуждом, но абсолютно сродном и даже лёгком, как замечено о том самим Христом. Человека губит его гордость о себе, с которой он уже не замечает своего Бога Промыслителя и Отца, чего страшнее ничего не может быть. Вот о чём скажет нам и предупредит наступающий Великий Пост, как отеческий голос с неба.

Обратим наше сердечное внимание на внутреннюю жизнь души, давая ей время и место как в храме, так и дома – этой живой силе души, чудесно соединяющей нас с высшим и благодатным миром святых и, особенно, с Богом, готовым нас слышать и, несомненно, во всём помогать, если твёрдо и постоянно будем творить Его Заветы жизни, в чём вся суть самого спасения. С таким светлым настроением мы встретим с вами и как бы вкусим душой Святую Пасху Христову прежде самой Пасхи, что в числе года, вкусим как радость о Воскресшем Господе, что вскоре погасит все наши бесконечные невзгоды и болезни. Нам Ничего не будет тогда нам страшным, какие бы грозные тучи не сгущались над нами. С нами Бог! С Ним и победа над всем и вечная награда – жизнь незнающая слёз и печалей. Аминь.

Божией милостию
смиренный Евлогий,
митрополит Владимирский и Суздальский,
град Владимир, 2016 год.

ПЕСНОПЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Первая неделя Великого поста отличается от прочих особенною строгостью поста и продолжительностью Богослужения.
В одной из стихир на вечерне в первый день этой седмицы Церковь поучает верных, в чем состоит истинный пост:

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный.

Перевод:
Отчуждение - удаление от зла.
Отложение - обуздание гнева.
Оглаголание - осуждение.
Оскудение - воздержание.

И в среду той же седмицы:

Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы: да приимет от Христа Бога велию милость.

Перевод:
Братие! Постясь телом, будем поститься и духом: развяжем всякое сплетение лжи; уничтожим неправду насильно навязанных (ближнему) обязательств, всякую несправедливую запись раздерем, алчущим подадим хлеб и нищим бездомным дадим приют, чтобы удостоиться от Христа Бога великой милости.

На великом повечерии в первые четыре дня первой недели поста читается покаянный канон св. Андрея Критского.

Ирмосы канона св. Андрея Критского:

1. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.
2. Вонми, небо, и возглаголю и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим десницею единою и крепостию Моею (Исх. 16, 14; 17, 6).
3. На недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.
Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко един свят еси и Господь.
4. Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся: слава силе Твоей, Господи.

Перевод:
Господи! вострепетал пророк, когда ему открыто было о Твоем пришествии, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться между людьми, и сказал: получил я откровение о Тебе, Господи, и страх объял меня; да будет слава Твоему могуществу.

5. От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся: и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

Перевод:
Человеколюбче! молю Тебя: озари светом Твоим меня, непрестающего в нощи воспевать Тебе песнь утра, наставь на путь Твоих заповедей и научи меня, Спаситель, исполнять волю Твою.

6. Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.
Кондак:
Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Воспряни — проснись.
7. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам: но не предаждь нас до конца, отцев Боже.
8. Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.
9. Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен плод: Божие бо рождение обновляет естества: темже тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

Перевод:
За бессеменным зачатием и рождество неизъяснимое; от Матери безмужной и плод нетленный, ибо рождение Бога обновляет природу. Вот почему мы — все поколения — православно славословим Тебя, Богоневестную Матерь.

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
совершается в среду и пятницу Великого поста.

Литургия эта так названа потому, что для причащения верующих употребляется преждеосвященный и напоенный Кровию Христовою Агнец. Этот Агнец освящается обыкновенно на предшествующей литургии Василия Великого или Иоанна Златоустого.

Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы.

Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, - до отпадения Западной Церкви от Восточной.

Вечерня на литургии Преждеосвященных Даров - до малого входа совершается по обыкновенному чину.

После пения гимна Свете тихий чтец посреди церкви читает две паремии: одну - из книги Бытия, повествующую о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и несчастных его последствиях, другую - из Притчей Соломоновых.

После первой паремии священник, стоящий пред престолом, появляется в царских вратах, держа в руках кадило и стоявшую пред Святыми Дарами свечу, осеняет крестообразно народ и возглашает:

Премудрость! Прости!
Свет Христов просвещает всех!

Этими словами священник указывает на тот Божественный Свет, который в Ветхом Завете, до пришествия Иисуса Христа на землю, просвещал, среди языческой тьмы Богоневедения, ветхозаветных праотцов и пророков.
При этом благословении предстоящие преклоняются до земли, изъявляя тем свое благоговение к Превечному Свету, просвещающему все концы земли.
После второй паремии три певца отделяются от хора и, став пред царскими вратами, поют следующие стихи из 140-го псалма Давида:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Перевод:
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.

Перевод:
Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Перевод:
Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

Перевод:
Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.
Внегда - когда.
Непщевати - думать, придумывать, считать.
Вина - извинение, оправдание

Самая литургия Преждеосвященных Даров начинается ектениями об оглашенных. После ектений открываются царские врата и вместо Херувимской песни хор поет:

Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо, входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа.

Во время пения этой песни Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, причем все предстоящие преклоняются до земли, воздавая тем должное поклонение Телу и Крови Христовой. При этом перенесении Святых Даров поминовения членов Церкви не бывает, так как оно сделано было на той Литургии, когда освящались Святые Дары. По Великом входе следует приготовление верующих к причащению, самое причащение, благодарение за причащение и конец Литургии, по порядку литургии свт. Иоанна Златоуста.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом. Нам тяжела нечистота телесная. Представьте человека, всю свою жизнь не умывающего руки... Он свыкся с грязью, она ему не противна! Но живущий в этом мире человек, сталкивается не только с телесной грязью; своею душою он соприкасается и даже участвует в порождении духовной нечистоты – греха. Для духовного омовения Святая Православная Церковь предлагает ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, которое легче всего человеку осуществить на ИСПОВЕДИ пред Святым Евангелием, Святым Распятием и священником как свидетелем и служителем Божиим. Преподобный Ефрем Сирин сказал: "Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения?... На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим".

По учению святых отцов, Покаяние имеет три обязательных составляющих:
видение греха, осознание ужаса греха и нежелание повторить его.

Для того, чтобы человеку было легко увидеть грех, отделить доброе от злого, Господь дал Заповеди. Они у многих на слуху, но мало кто видит их глубину и личную ответственность за исполнение Закона. Используя творения Святителя Игнатия (Брянчанинова), разделим их на несколько пунктов.

Грехи против Господа Бога

Верование снам, ворожбе, гаданиям и другим приметам. Сомнения в вере (неверие в промысел, милосердие Божие, симпатии к еретическим учениям). Леность и рассеянность на молитве. Нерегулярность посещения Богослужений и участие в Святых Таинствах. Хула или ропот на Бога. Мысль о самоубийстве. Кощунство над священным. Гнев с употреблением нечистой силы. Несоблюдение праздничных и постных дней. Нецензурная брань.
В нашей местности одним из самых распространенных и опасных грехов является т.н. «хождение по бабкам». О заговорах святые отцы, говорят, как о общении с демонами... Большой популярностью теперь пользуются различные целительницы, знахари, "черные и белые маги"... прочие служители сатаны. Обращение к ним является грехом, за который человек несет ответственность и здесь и после смерти.

Грехи против ближнего

Недостаточное усердие в выполнении своих обязанностей. Непочтение к старшим или начальствующим. Неисполнение обещаний. Неуплата долгов. Присвоение чужого. Скупость на милостыню. Пересуды. Досаждение ближнему. Подозрительность. Оклеветание. Проклинание других. Незащищение ближнего. Убийство Непочтение к родителям. Небрежение в христианском воспитании родных детей и крестников. Нехранение мира в семье.

Грехи против самого себя

Скверные мысли в душе. Желание зла ближнему. Лживость и лукавство. Раздражительность. Самолюбование. Тщеславие. Самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям и обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Соблазнительные песни и танцы. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Малое попечение о спасении. Неисправление своей жизни. В нынешнее, довольно разврщенное и соблазнительное время, появилось много новых грехов, незнакомых нашим предкам. С некоторыми из них современный человек настолько свыкся, что даже не замечает их.

Причем, для каждого возраста есть какие-то особые соблазны. Например, в юном возрасте молодых людей одолевают "дискотечные грехи", увлечение т.н. поп-музыкой, блудные мысли, мечтания (и не только мечтания) о интимных отношениях. Далее "незаметные" грехи распространяются на чрезмерное уделение внимания к своей внешности и даже ее изменение: крашение волос, лица, ногтей... у мужчин - занятие культуризмом, придание своей внешности большей мужественности, чем есть на самом деле.

Одним из самых прискорбных явлений в наше время является непонимание убийсва собственного ребенка в теле матери. Аборт, как детоубийство является смертным грехом, так что соделавший его или способствующий в нем подвергается церковному отлучению на несколько лет. Страшным средством "наркотической" зависимости для многих и молодых и пожилых является телевизор с его разнообразными, на любой вкус и возраст телесериалами.



крест