Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

Успенский храм села Мошок.

Древнее село Мошок принадлежало князьям Воротынским с 16 века. Оно было расположено на болотах и состояло из домов, которые ставились на кирпичные основания или дикий камень. Отсутствие поблизости речки привело к необходимости рыть пруды. Когда-то их было десять, и каждый имел свое название: Спасский (использовался для малого и великого освящения воды), Большой, Черный, Церковный и т. д. В селе стояли деревянный княжеский дворец и большой двухэтажный деревянный храм в честь Успения Божией Матери, в котором было семь престолов, - один из самых богатых храмов в округе.

Последний, сохранившийся до наших дней каменный храм, был построен в 1802-1815 гг. с главным престолом, освященным в честь Успения Божией Матери. Холодная часть храма была расписана крестьянином села Боголюбова по благословению Владимирского епископа Феогноста. В теплой части - два престола: в память Казанской Божией Матери и Апостола Евангелиста Иоанна Богослова. В конце 19 столетия в храме еще сохранялась почитаемая в этих местах древнейшая икона Казанской Божией Матери, написанная в 16 веке, - вклад князя Ивана Михайловича Воротынского. Это был, по-видимому, один из первых списков (копий), сделанных с той чудотворной иконы, которая явилась в Казани в 1579 году. В Мошокском храме почиталась и чудотворная икона Божией Матери - Боголюбивая.

История ее написания такова.

В начале 19 столетия в Мошке и округе свирепствовала холера. Жители срочно послали в Боголюбово своих людей, чтобы сделали список с известной иконы. После этого губительная болезнь отступила. 18 июня (по старому стилю), в день ее памяти, в Мошке совершался крестный ход вокруг села с чтением Св. Евангелия и акафиста Боголюбивой Божией Матери.

Деревни, окружающие Мошок в радиусе 10 км, как правило, имели деревянные часовни. К концу 19 века таких было семь: в деревнях Кубаеве, Пищальникове, Новой, Пивоварове, Кареве, Горячеве, Колычеве. И в каждой была своя, чтимая, часто древнего письма, икона; был и свой праздник в определенный день, сопровождаемый молебнами в часовнях, крестным ходом вокруг деревни сосвятыми иконами, окраплением полей и скота освященной водой. В Пищальникове и Кубаеве бережно хранили иконы Казанской Божией Матери древнего письма. В 18 веке в Кубаеве был даже деревянный храм, освященный в честь этой иконы. В д. Новая стояла обширная деревянная часовня на каменном фундаменте. Здесь почиталась икона Боголюбивой Божией Матери. С этой иконой была связана память избавления от моровой язвы. Иконы св. мч. Параскевы украшали часовни в Колычеве и Пивоварове. В десятую Пятницу после Св. Пасхи там проходил церковный праздник. В Мостищах тоже почитался образ мч. Параскевы, но праздник этой деревни приходился на девятую Пятницу после Св. Пасхи.

В Кареве была часовня с местнопочитаемым образом Святителя и Чудотворца Николая. А в Горячеве хранили образ мучеников Флора и Лавра - покровителей скотоводов.

Мошокский приход был издавна православен служением в нем иерея Саввы в 16 веке, который в старинных святцах причислен к лику местночтимых святых: "Святый священно-иерей Савва, Владимирский новый чудотворец, подобием сед, брада аки Власиева, ризы поповские".

Надежда Васильевна Белицина,
член совета по канонизации Владимиро-Суздальской епархии.
Газета "Судогда православная" №6 02.12.98г.


крест