Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

Как быть "захожанину" в церкви.

   Не так давно в нашей газете было опубликовано письмо "Как быть "захожанину" в церкви?"
   На него тут же пришел отклик:
   "Вполне согласна, что большинство из нас не прихожане, а именно "захожане": мы стыдимся перекреститься перед входом, в храме чувствуем себя неловко, и все это - не от безбожия, а от неведения, незнания. В церкви часто видишь, что даже пожилые неправильно налагают на себя крест, по своему усмотрению падают на колени".
   И далее автор с благодарностью пишет, что узнать правила помогают ей воскресные беседы отца Евгения в храме Преображения Господня с. Спас-Беседы, и даже подробно излагает, что узнала, как войти в храм, как вести себя во время богослужения, как ставить, свечи, когда становиться на колени, как подходить под благословение.
   Искренне поблагодарив автора, мы, тем не менее, не решились давать наставления "из третьих рук", а обратились к благочинному, настоятелю храма Великомученицы Екатерины отцу Георгию (Морохину).

- Скажите, батюшка, как Вы вообще отнеслись к изобретенному нашим читателем термину "захожанин"?
   - Дело не в термине - как назвать человека, который много лет приходил в храм и не стал частью прихода... Для большинства так проще: зайти и успокоить свою совесть, мол, в церкви побывал и Богу что-то отдал.
   Такая вера напоминает языческую или, как максимум, протестантскую: успокоение совести внешними небольшими действиями, сознание того, что тебя Бог любит, и ты Бога в общем почитаешь.
   Мы же говорим о том, что со страниц газет учить всех одинаково входить в храм - невозможно. У каждого сюда своя дорога, точнее - свой путь. Господь призывает каждого, но по-разному. Человек либо откликается, либо силой воли, силой ума успокаивает свою совесть и заставляет ее молчать.
- В Ваших словах слышится неодобрение. Так что же лучше, быть "захожанином " (я, наверное, тоже отношусь в этой категории) или уж и не быть им?
   - Все-таки из "захожанина" может получиться христианин: он что-то услышал, у него появились вопросы. И тут он либо будет искать ответы, либо успоюится тем, что они придут сами. А кто не зашел - тот и не придет за ответом, у него и вопросов не будет.
   Если вера "захожанина" развивается, прогрессирует, то она превращается в стойкое мировоззрение православного человека. Но если на протяжении многих лет ему ничего больше не надо, кроме того как поставить свечу и бросить монетку в церковную кружку, - то это печально.
   Я понимаю: людям, которые воспитывались в наших школах, даже "захожанами" стать нелепо. Не зря же Господь 40 лет заставил Моисея ходить по пустыне: за это время ушли из жизни те, кто познал рабство, а в Землю обетованную он привел молодых и свободных.
- Но может быть, иной из молодых зашел в церковь, да правда боится попасть в смешное положение, когда "ни ступить, ни молвить не умеешь", и надо ему рассказать, как именно ступить и что молвить?
   - Нет. Важнее то, что у каждого свой путь. Бывает момент, когда возникает душевная потребность общения с Богом, а человек в этот момент может быть не подготовлен внешне: например, женщина без платка, в брюках, с хозяйственной сумкой... Но лучше пусть она такая и придет, чем пройдет мимо. Но при этом я же не могу написать в газете: "В церковь всем можно заходить без платка, в брюках, с хозяйственной сумкой", нет общих рецептов, у каждого - свои обстоятельства. При этом внутренняя потребность важнее.
   Кроме того, у человека всегда есть свое чутье. Женщина без платка все равно знает, что она выглядит в церкви нехорошо. Мужчина не войдет в шляпе. Никто не заговорит громко, не запоет, не захохочет: знание заложено у человека внутри. Этого хватит, остальное, если нужно, постепенно станет ясно.
- Далее не следует подсказать, как поставить свечу, как перекреститься, когда входишь?
   - Именно "захожанину" не только не надо, но и нельзя об этом думать. Искорка веры может превратиться в обрядоисполнение. И настоящее общение с Богом: "милостив буди мне грешному..." - окажется отодвинутым на второй план. Такому человеку я бы просто посоветовал поговорить со священником, спросить обо всем. При храме есть книги, мы проводим собеседования со взрослыми и детьми.

-То есть если есть желание - заходи?
   - Если человек заходит с чувством: "Аз есмь грешный", недостойный, нескладный, то это хорошее чувство... с ним надо заходить. Если бы такое было у тех, кто в церковь приходит постоянно - что мы недостойны туда входить - было бы лучше.
- Ну вот, заходит робко человек в храм, а там на его со всех сторон смотрят старушки. Вроде смотрят неодобрительно, сразу поучают, а то и одергивать начнут...
   - Надо приготовиться к тому, что тебя обязательно заметят, поправят... Надо подготовиться к смирению. Люди молодые вызывают у бабушек хорошее чувство: надо поучить! Это первый момент. Второй: и те, кто давно ходит в храм, подчас многое делают неправильно. Например, считают, что после причастия крест и иконы целовать нельзя. Или когда священник кадит, к алтарю нельзя поворачиваться спиной. Это тоже не так. Больших знатоков правил нет и среди прихожан.
- Насколько это "летально ", говоря мирским языком?
   - Да нисколько не летально. С первого раза никто не сделает все правильно. Главное - сохранить в душе чувство "аз есмь недостойный".
- Но постоянно чувствовать себя недостойным - насколько это человеку присуще?
   - А с кем вам приятнее общаться: с тем, кто испытывает это чувство, или с заносчивым себялюбцем? Не загордиться, не возлюбить свой внешний вид и даже внутренний мир, свою "самость" - это тяжелая работа над собой. Вообще повода для гордости я не знаю. Ну, сделал человек что-то хорошо: вырастил небывалый урожай огурцов, построил дом на загляденье, написал прекрасную статью. Но если он не видит свои ошибки, если закостенел в сознании собственного величия - он уже не сделает хорошо свое дело в следующий раз!
   Надо поблагодарить Бога за помощь, иначе прока духовного не будет. За урожай - поблагодари Бога: он дал хорошую погоду, здоровье, силы. Кроме того, труд освобождает от безделья!
   Самолюбивый человек, если что-то не получилось, будет в отчаянии: всегда получалось хорошо, и он себя любил сильно, - и вдруг не вышло... Такие, бывает, готовы и на самоубийство от отчаяния. Так один грех ведет за собой другой. Христианин же смотрит на ситуацию спокойно, ищет причину в себе: то самое "аз есмь недостойный" помогает становиться лучше. Вера - это работа над собой, и "захожанину" трудно осознать всю ее глубину и тяжесть.
- В начале разговора Вы назвали веру "захожанина" "в лучшем случае протестантской". Но у читателей возникнет вопрос: половина Америки - протестанты, а как хорошо живут...
   - Ну, это вопрос такой большой... Мы в храме посвятили ему две проповеди. Не стоит, думаю, говорить вкратце. Давайте в следующий раз поговорим подробно.
   На том и остановились.
   Приглашаем читателей задавать вопросы, если они есть, - по телефону, почтой или просто заходите.

   moroh@sudogda.ru

Священник Георгий Морохин

Судогда православная
"Судогда православная"
(приложение к газете "Судогда и судогодцы").


крест