Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

О закрытии храмов в Судогде.

   С самого начала прихода к власти большевиков стала проводиться политика по уничтожению не просто религии как таковой, но и даже памяти о ней. В первые годы "красного террора" храмы закрывались стихийно, священников и верующих расстреливали без суда и следствия, иногда прямо в храме во время службы. С декрета о "изъятии церковных ценностей" данная политика приобретает планомерный характер. Под благовидным предлогом (помощь голодающим) начался грабеж церквей. Не помогал и сбор ценностей взамен изымаемым.

   Так, в п. Муромцево подкомиссия постановила "предложить верующим собранные ими серебряные предметы предоставить в Уфинотдел не позднее 1-го Мая с/г". Кроме того, храмы облагали такими налогами, что верующим невольно приходилось выбирать какой храм они еще смогут содержать, а от какого придется отказаться. Такова была судьба тюремного храма г. Судогда в честь св. блгв. кн. Александра Невского.

   Тюремный храм был построен в 1870 году на средства купца Ивана Безбородова. После того, как в 1927 году церковная община отказалась от его использования, храм был передан в распоряжение Судогодского районо, и использовался к 1937 году как детская техническая станция.

   Позже была закрыта кладбищенская церковь в честь Воскресения Словущего. Служившего в храме о. Василия (Лаврова) в октябре 1932 году арестовали, приговорив к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Церковь осталась без пастыря. А уже 29 апреля 1933 года на Заседании Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области было принято постановление о ликвидации кладбищенской церкви г. Судогда и разрешении "сломку церкви с использованием материала на нужды местного строительства". [1]

   Труднее дело обстояло с закрытием Екатерининского собора, за который прихожане стояли "горой". В 1930 году провалилась первая известная нам попытка закрыть собор, когда Владимирский окрисполком ходатайствовал об его использовании под "культурно-просветительные нужды".

   12 декабря 1932 года районные власти храм вмц. Екатерины закрывают. Под давлением верующих уже в 1933 году разрешают открыть, если найдут священника. "…Его нашли, но местное ГИСКУ не разрешило ему служить. Прислали другого, он заполнил анкету, зарегистрировался, но и этому ГИСКУ не разрешило служить". Разбирательство длилось до сентября 1933 года, причем уже весной храм числился открытым и на верующих начислялся налог тогда, когда служба возобновилась только осенью. Стоит отметить, что на тот момент за Екатерининским собором числись две общины – тихоновская и обновленческая, следовательно, и налог начислялся на каждую в отдельности.

   С 1936 года компания по закрытию Собора приобретает более организованный и продуманный характер. 18, 19 и 22 июня 1936 года были проведены собрания по поводу закрытия храма на большинстве предприятий города. Собрания проходили следующим образом: везде выносились постановления о закрытии собора, иногда добавлялось, что единогласно, лишь на двух собраниях среди голосовавших было по одному голосу "против", на втором собрании (на фабрике им. 1 Мая) один воздержался. Все это позволило 22 июня Судогодскому райисполкому, заслушав ходатайства, постановить "т.к. 1) из 3 тыс. взрослого населения гор. Судогды 2235 человек (27 организаций), т.е. 76,6 %, за закрытие; 2) нет помещения (клуб в бывшем жандармском управлении)… - Екатерининский собор закрыть".
   Кроме того, отмечалось, что уже существующий клуб требует переоборудования, имеет неподобающий внешний вид, мал, а город растет. Однако достоверность цифры – 2235 человек, которые были за закрытие церкви, вызывает сомнения. Вероятнее всего, эта цифра состоит из общего количества сотрудников тех 27 организаций, где были проведены собрания, так как протоколах не ставилась цель выявить количество тех, кто против закрытия. Также непонятно, как повлияли на этот подсчёт уличные собрания (если присутствовавших не включили в это число, то оно получалось заниженным; если включили, то завышенным, т.к. работающих, выходит, посчитали 2 раза; а каких-либо данных о подсчете голосов в протоколах нет). 22 июля 1936 года Судогодский райисполком уведомляет о закрытии собора Ивановский облисполком, добавив, что численность общины равна 412 человек.

   16 декабря верующие-обновленцы обжалуют в облисполкоме постановление о закрытии. Они пишут, что за закрытие собора только некоторые служащие и рабочие Первомайской фабрики, стеклозавода "Красный Химик" и некоторых деревень; верующие же против закрытия, т.к. он нужен для религиозных обрядов. Приход собора состоит из города, 18 деревень, стеклозавода "Красный Химик", что может подтвердить Судогодский ЗАГС, с разрешения которого проводятся все крещения и отпевания. До ближайшей же церкви не менее 6 км, кроме того, по пути "имеется живое урочище, это речки, которые разливаются во время весны с самого праздника, и пройти невозможно". После этого более полугода о судьбе храма не было ничего слышно.

Вдруг 15 июля 1937 года облисполком сообщает райисполкому о вынесении постановления о ликвидации Екатерининской церкви под театр на основании ходатайств населения и велит провести настоящее решение с соблюдением ст. 36, 37, 40 постановления ВЦИК и СНК от 8/04.-29 г. "О религиозных объединениях". 26 июля в городе были проведены собрания о закрытии собора.

   1 августа 1937 г. во ВЦИК из Судогды прибыли ходоки В.Ф. Курцев, Ф.П. Полушкин и М.П. Корчагин, заявившие, что, воспользовавшись предоставленным им при объявлении решения облисполкома двухнедельным сроком на обжалование, они от имени 400 верующих просят оставить церковь, т.к. кладбищенская и тюремная церкви закрыты ранее, верующие остаются без церкви.

   7 августа верующие-староцерковники (видимо, ходоки были обновленцами) пишут жалобу Калинину во ВЦИК, где указывают, что оснований к закрытию нет: при агитации за закрытие церкви мнение верующих не учитывалось, церковью пользуется город и 18 деревень, ближайшая церковь находится на расстоянии 6 и более километров, 4 года церковью пользуются обновленцы и тихоновцы (живут мирно и общественный порядок ни разу не нарушали), до сих пор острой необходимости в зданиях и помещениях для жилищных, санитарно-медицинских и культурно-просветительских целей не ощущается, все налоги и сборы уплачены; кроме того, текущим летом произведен ремонт одной из частей церкви (окраска стен внутри, починка рам) более чем на четыре тысячи рублей. На основании всего этого, а также декрета №5 об отделении Церкви от государства и ст. 124 сталинской Конституции просили отменить постановление облисполкома и отдать половину Екатерининской церкви.

   Но уже 2 августа Комиссия по делам культов при ЦИК СССР затребовала у облисполкома все дело о закрытии храма, что облисполком 5 августа и сделал. 12 августа Судогодский райисполком пишет во ВЦИК докладную записку. В ней указывалось, что Екатерининская церковь построена в 1790 году купцами, кабатчиком, фабрикантом и владельцем стекольных заводов. После Октябрьской революции от имени трудящихся горожан и крестьян неоднократно возбуждались ходатайства о закрытии собора, не получавшие удовлетворения. В 1932 году зданием стали пользоваться сразу 2 общины: староцерковническая и обновленческая. В 1936 году судогодцами вынесено единодушное решение о закрытии. В Судогде проживает 6750 человек, из них на льнопрядильной фабрике им. 1 Мая работает 900 человек, а на стекольном заводе "Красный химик" - 500; в третьей пятилетке количество рабочих увеличится в 2 раза. При этом в городе нет культурного очага (есть только маленький клуб для рабочих на 200 человек, бывшая канцелярия пересылочного пункта, очень мрачное помещение). Ходатайство утверждено райисполкомом, 15 августа 1937 года - облисполкомом. К 20-й годовщине Октябрьской революции церковь предполагается переоборудовать в клуб и театр, а базарную площадь около церкви - в сквер и сад. Смета составляется, средства выделяет профсоюз льнянщиков и стекольной промышленности и городской бюджет. Посещает церковь примерно 100 человек, на службе обычно присутствует 8-10 человек, в праздники - больше. Далее приводился список церковного актива (13 человек), в который, помимо 4 священников, попали 4 бывших предпринимателя, 2 бывших кулака, бывший провокатор, отец священника и фанатичная религиозница. Кроме того, утверждалось, что закрытие церкви религиозных чувств не заденет, церкви есть в погосте Спас-Беседе (2,5 км на север) и с. Ново-Никола (2,5 км на юго-запад) [в действительности в 2 раза дальше], в районе 12 церквей.

   Начались месяцы ожидания решения Президиума ВЦИК. Тем временем, 13 сентября были арестованы священники А.В. Мамаев (31 год, обновленец, родом из Перми) и Г.Г. Данилевский (52 года, староцерковник, родом из Карачаево-Черкессии, неоднократно был репрессирован) и вскоре расстреляны. 28 ноября арестовывают староцерковнических священников Г.И. Борисовского и А.Е. Любимова, и осуждают на 10 лет лишения свободы (следует отметить, что первому было 72 года, а второму - 62). Церковь осталась без священников.

   Тем временем Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК выносит заключение: церковь закрыта постановлением Ивановского облисполкома от 15.07.37 г. под гортеатр, нет составленной сметы требуемых затрат; средства на переоборудование - нужно 160 т.р. (имеются); ближайшие церкви в 2 км и 2,5 км от города; основания закрытия - ходатайства населения; массовая работа вокруг закрытия - 2235 человек из 3-х тысяч дали голоса за закрытие; верующие в жалобе указывают, что церковь последняя в городе. 25 декабря 1937 г. ВЦИК утвердил постановление Ивановского облисполкома о закрытии церкви под театр.

   Верующие не теряли надежду. 2 февраля 1938 г. верующие пишут письмо лично Сталину: "В конце ноября 1937 г. были забраны священники, причина нам неизвестна. <…> В начале января 1938 г. начальники наши городские приступили к последнему собору и произвели разрушение в нем, что вызвало среди населения большую неприятность». Просили об открытии собора и о причинах взятия священников Любимова и Борисовского. 3 февраля жалоба была послана Калинину: «Я, Калинин Михаилъ Иванычъ, убращаюся квам збальшой прозбай ниоставит[ь] насъ верующехъ, чтобы намъ о[т]дали собор, у нас взяли послидьняй собор, жалоба была подана, атвету не получяли. И батюшкав забрали, иконы увизли, и денги взяли. Хотели пробраца квам лично, но недопустили. Бу[дь]ти добры намъ помоч[ь] внашай прозби. Нелзяли пожалоста, нам о[т]дат[ь] собор и возвратить свещеникав. Ото всех верующех очинь вас просим. Все верующе". Судьба жалоб неизвестна, но, скорее всего, они остались без ответа, так как ни священников, ни храм не возвратили.

   Так был закрыт последний собор в Судогде.

Источники:

1. Материалы архивов ГАРФ, ГАВО, ГАИО.
2. А. Ершов "Закрытие Екатерининского собора г. Судогда в 1927 г.".

Морохина Надежда Юрьевна.

крест