Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

"БЕЛОЧКА"

Так случилось, что находясь на отдыхе в Судогодском районе, в деревенском дачном доме, не имея возможности посещения святых мест, не имея возможности часто посещать даже сельский Храм, я решил больше времени посвящать домашней молитве.

Но качество моей молитвы… оставляет желать много лучшего. Губы произносят слова Псалтыри, а ум пребывает в огороде и это еще не самый худший вариант…И в основном все так и происходит. А между тем хорошо известно, что рассеянная молитва – грех против третьей заповеди «Не произноси имени Господа твоего всуе». Вот и задумался я над тем, а не во вред ли мне будет вся моя молитвенная программа, которую взялся выполнять.

Но вспомнились мне слова Свт.Игнатия Брянчанинова:

«Возлюбленные братия! Чтоб преуспеть в молитвенном подвиге, чтоб в свое время, по неизреченной милости Божией, вкусить сладчайший плод молитвы, состоящий в обновлении всего человека Святым Духом, надо молиться постоянно, надо мужественно переносить те трудности и скорби, с которыми сопряжен молитвенный подвиг. Это заповедал нам Господь, как мы слышали сегодня во Евангелии. Подобает всегда молитися, и не стужати си (Лук.XVIII,1), то есть не унывать. Унывают обыкновенно при неудачах: следовательно, Господь повелевает нам не унывать, если мы, занимаясь продолжительное время молитвенным подвигом, не замечаем вожделенного успеха; если ум наш, вместо того, чтоб молиться внимательно, расхищается различными суетными помыслами и мечтаниями; если сердце наше, вместо того, чтоб ему быть преисполненным умиления, которое почти всегда сопровождается утешительными слезами, холодно и жестко; если во время молитвы внезапно воскипают в нас непристойные и буйные страсти, приносятся порочные воспоминания; если молитву нашу наветуют обстоятельства и человеки; если наветуют нашу молитву злейшие враги молитвы, демоны. Все препятствия, встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве» (О молитве. Аскетическая проповедь).

«Здесь нужна вера: вера твоя спасе тя, сказал Господь слепцу по исцелении его (Лук.18,35-43). Нужна вера для постоянства в молитвенном подвиге; нужны постоянство, терпение и долготерпение; нужны отвержение ложного стыда и настойчивость, чтоб подвиг принес чудный плод свой. Первоначально нужен усиленный телесный подвиг: нужны коленопреклонения, утомляющие тело, смиряющие душу; нужны продолжительные стояния и всенощные бдения: нужна молитва устная и гласная, молитва, соединенная с плачем и воплем, когда мы находимся наедине, в келейном затворе, и можем плакать и стенать свободно; нужна негласная молитва с негласным плачем сердца, когда мы находимся в обществе человеков. Воспрещали слепцу вопиять, и вопиял он тем сильнее; повелевали слепцу молчать, и вопиял он тем громче. Так должны поступать и мы: мы должны преодолевать и попирать все препятствия к молитве; мы должны оставлять без внимания все препятствия и молиться тем ревностнее и усерднее. Если на утреннем правиле твоем молитва твоя была расхищена помыслами и мечтаниями, и ты не принадлежал себе, по насилию обуревавших тебя страстей, то не ослабей, не впади в уныние. С обновленною ревностью встань на вечернем правиле, усиливаясь внимать твоему молитвословию и собирая рассеянные мысли твои подобно вождю израильскому, говорившему воинам своим: мужаимся и укрепимся о людех наших и о градех Бога нашего, и Господь сотворит благое пред очима Его (2 Царств.Х,12). Необходимо в молитвенном подвиге отречение от себя, предоставление преуспеяния нашего воле Бога нашего, Который дает в известное Ему время благодатную молитву тому, кто собственным подвигом деятельно докажет свое произволение иметь ее (1 Царств.II, 9). Не имам душу мою честну себе (Деян. ХХ, 24), говорит апостол; считают себя достойными благодати обольщенные гордостью и самомнением. Если в течение года преуспеяние наше в молитве, несмотря на постоянное упражнение в ней, оказалось скудным, ничтожным, на следующий год употребим зависящие от нас усилия, чтоб преуспеяние было плодоносным. Если протекло десять лет, если протекли десятки годов, и мы не увидели еще вожделенного плода, постараемся пребыть верными подвигу в оставшиеся дни жизни нашей. Сокровище, доставляемое подвигом, вечно; оно — цены безмерной; нисколько не странно, что Промысл Божий допускает нам труд, который бы, хотя несколько, соответствовал венчающему его приобретению» (Объяснение таинственного значения Евангельской повести. Аскетическая проповедь.).

«Ум, не стяжавший навыка ко вниманию, с трудом приучается к нему. Это не должно приводить в уныние и смущение подвижника молитвы. "Нестоятельность, — говорит святой Иоанн Лествичник,— свойственна уму (Лествица, Слово 28) падшего человека, уму, растленному грехом. Когда ум твой, — продолжает великий Иоанн наставлять подвижника молитвы, — будет увлечен от внимания по причине младенчества своего, ты опять введи его в слова молитвы. Усвой себе этот невидимый подвиг, и пребывай постоянно в нем. Если поступишь так, то придет к тебе Тот, Кто назначает пределы морю и повелит уму твоему: до сего дойдеши в молитве твоей, и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя "(Иов.XXXVIII, 11); в тебе да сосредоточатся помышления твои» (Объяснение таинственного значения Евангельской повести. Аскетическая проповедь.).

И все же я пребывал в недоумении, ведь рассуждение о греховности рассеянной молитвы я прочитал в свое время в Пространном христианском катихизисе Свт.Филарета Московского, т.е. в той книге, которая считается в Русской Православной Церкви эталонной. Решившись все –таки следовать советам Свт.Игнатия, я продолжал посильно стараться выполнять увеличенное раза в 1,5 молитвенное правило и так продолжалось более месяца. И все же в глубине души оставалось недоумение и твердой уверенности в правильности действий не было.

А в первой половине августа пошел по грибы. Точнее, в разведку, посмотреть, не выросло ли что. И вот, углубившись в лес, будучи далеко от жилья, иду, людей не встречаю (в это время грибов и грибников в лесу практически не было). Остановился передохнуть на полминуты примерно в метре около елки и вдруг вижу впереди метрах в двадцатипяти скачущего небольшого зверька. Я подумал - «куница». Дальнейший путь зверька от меня загораживала ель. Продолжаю стоять и вдруг вижу, как на расстоянии протянутой руки от меня на ветке ели появляется белка, смотрит на меня глазами-бусинками, а потом начинает перепрыгивать с ветки на ветку и все так близко, что можно до нее рукой коснуться. Прыгнет, застынет на несколько секунд и снова прыгнет, и снова застынет, показывая красоту свою пушистую мне с разных сторон и при этом еще со мной по своему разговаривает... Если бы было что-нибудь съестное, можно было бы попробовать ей протянуть. Впрочем, это длилось не долго, примерно полторы минуты. Белочка убежала.

Говорят, что у преподобного Нектария Оптинского был кот, который удивительным образом слушался хозяина, про которого старец говорил: «Преп.Герасима Иорданский был велик – у него был лев, мы люди маленькие – у нас кот». Белочка, показывавшая себя со всех стон в продолжении полутора минут на расстоянии вытянутой руки, это конечно не медведь, которого преп.Серафим Саровский кормил с рук. «Мы люди маленькие». Впрочем, представляется, что и исключить тот вариант, что это явление творилось силой демонов, стремившихся подогреть мою гордость, тоже нельзя. Как бы там ни было, но удивительное поведение белочки в диком лесу окончательно утвердило меня в правоте суждений Свт.Игнатия по поводу волновавшего меня вопроса и в том, что мой выбор совершать молитвенные труды, при все недостаточности моей молитвы оказался верным.

Н. Овцинский.

крест