Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

О чем думал и о чем мог думать Авраам
перед жертвоприношением сына.


Любовь (к ближнему) более всех жертв и приношений, и никакой жертвы не приемлет Бог без любви. Свт. Иоанн Златоуст.

Действия патриарха Авраама, описанные в библейском тексте, могут иногда казаться странными или даже бесчеловечными. Примером такого поведения является изгнание Авраамом cвоей жены Агари, и ее, и своего сына Измаила, наделенных им на дорогу лишь немногим количеством хлеба и воды (Быт. 21).

И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука (Быт. 21,9-20).

В чем же дело? Когда изгнания потребовала от праотца его законная жена Сарра, праотец не стал ее слушать. Но когда повеление последовало от Самого Господа, да еще с обещанием, что от Измаила произойдет великий народ, Авраам, не колеблясь, его исполнил. Праотец знал, веровал всей душой, что Бог – человеколюбив, и если Он Сам повелевает отправить Агарь и сына ее в путь, Он не оставит их в беде. Снабжать же Агарь и Измаила многим, означало бы недоверие (неверие) Богу. Надежды Авраама оправдались – Бог своим заступлением спас Агарь и ее сына в пустыне и далее, как сказано в Библии, в течение жизни Бог был с отроком (Быт. 21,20). (Толкование взято у бл. Феодорита [1]).

Но с особой силой вера патриарха в божественное человеколюбие проявилась во время знаменитого искушения Авраама.

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего (Быт. 22,1-13).

Согласно свт. Иоанну Златоусту, решение о принесении жертвы Богу было принято сразу. Любовь к Богу сразу превозмогла над сердечным чувством [2, б. XLVII]. Но это решение в то же время не было следствием порыва, на размышление патриарху отводилось три дня.

При поверхностном взгляде на ситуацию может показаться, что из-за любви к Богу патриарх потерял любовь к ближнему или пожертвовал любовью к ближнему. Но так ли это? Можем ли мы сказать о такой потере про человека, про которого Сам Бог сказал: ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд (Быт. 18,19). Смысл этих слов так комментировал Свт. Филарет Московский:

"Ходить путем Господа и быть добрыми и справедливыми. В сем, собственно, состоит предмет благодатного предуведения и основание избрания. Путь Господа есть путь закона и любви (Втор.?VIII.?6.?X.?12). Доброе и справедливое, или, буквально с еврейского, правда и суд, также объемлют все обязанности человека, благоугождающего Богу с таким, как кажется, различием, что под именем правды заключаются в особенности обязанности к Богу (Быт.?XV.?6. Лк.?I.?6.), а под именем суда – обязанности к ближним (Ис.?I.?17)» [3, с. 351].

Как свидетельствует свт. Иоанн Златоуст, Авраам достиг высшей меры добродетели, доступной человеку в ветхозаветное время, в том числе любви к ближнему. «Всякая добродетель достигала у этого праведника высшего совершенства; он был не только любвеобилен, не только страннолюбив и сострадателен, но и все другие добродетели являл в себе с избытком» [2, б.XLII]. Очевидно, что Авраам не терял любви к Исааку, любви, заповеданной Богом, несмотря на решение о свершении заклания и это было связано неразрывно с верой в божественную всеблагость – верой в то, что Бог не мог требовать от него чего-либо противного любви к ближнему. Так он твердо веровал. Значит все действия, которые он должен был совершить, не могли быть во вред Исааку – а вот каким образом, это было совершенно не ясно. Но так велика была вера Авраама в Божию всеблагость и всемогущество, что решение о всесожжении было принято сразу. Помимо этого Авраам помнил обетование Божие о том, что от Исаака произойдет великий народ (Быт.17,16). И вера Авраама в истину этих слов была тверда. Но естественная жалость к сыну в союзе со здравым смыслом (т.е. в данном случае с неверием в божественное всемогущество и всеблагость Божию) производили в его сердце борьбу и невыносимое страдание. «И между тем как в руках он нес огонь чувственный, внутренний огонь воспламенял его сердце и сокрушал всякие (возникавшие в нем) помыслы, возбуждая в нем решимость – победить (настоящее искушение) любовию к Богу и заставляя размыслить, что Тот, Кто дал ему возможность сделаться отцем, даже сверх сил человеческой природы, может и теперь совершить дело, превышающее разум человеческий» - писал свт. Иоанн Златоуст [2, б.XLVII].

Так описывают внутреннее состояние праотца Св. Отцы. Представляется возможным предполагать и другие соображения, которые могли приходить в голову праотца в те трагические три дня. Бог жертвами не услаждается. Об этом читаем у Св. Отцов.

«Итак, не жертвы освящают человека, ибо Бог не нуждается в жертвоприношении, но чистая совесть приносящего освящает жертвоприношение и делает так, что Бог принимает его как друга. "Грешник же – говорит Он – закалающий для Меня тельца, всё равно как бы он убивал собаку" ( См.: Исаии 66,3)» – писал Свт.Ириней Лионский [4, кн.4, гл. ХVIII, п.3]. «Ибо не услаждается Бог мертвою жертвою, приносимою ему в курении и дыме, но требует от нас жертвы живой, святой, благоугодной, словесного служения, как всех увещевает Апостол (Рим.12:1), ясно зная, что сие благоугодно Богу» – писал преп. Ефрем Сирин [5].

Тем более не угодны Ему и омерзительны жертвы человеческие…...

Если все будет совершено так, как сказано, то чем Всевышний отличается от бесов, которым в лице идолов приносили в то время человеческие жертвы хананеи? И каким соблазном будет такое жертвоприношение, если оно совершится – для жителей Ханаана и для всего мира? Всевышний ничем не отличается в этом плане от Велиара? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2Кор.6,15).

Праотец мог подумать, что Бог повелевает ему совершить дело, противное Его воле – т.е. дело греховное. И получается, что греховным оказывается как выполнение, так и невыполнение Божьего повеления. И как понять данное от Бога повеление, очевидно противоречащее божественной воле? Как понять то, что Бог Сам Себе противоречит в этом случае?

Всякое дело человеческое производится человеком только в том случае, если Бог (Сущий) дает бытие тем предметам, орудиям и т.п., которыми действие совершается. И если свойства и воля Его относительно человеческих жертвоприношений неизменны (а это так), то действие, указанное в повелении Его Аврааму, не совершится при попытке его осуществления. Всесвятой Бог не мог заповедать Аврааму совершить грех. Значит, надо действовать так, как повелено, зная, что ничего из указанного не произойдет (так и случилось). При таком расположении духа нет греха даже в намерении. Но такое требовало от Авраама очень большой веры и она у него была.

«...Патриарх, влекомый и побеждаемый естеством и верою, предоставил победу вере; а Бог, показав благочестие его, удержал от жертвы; потому что Воспрещающий и бессловесные жертвы, как потерпел бы такое жертвоприношение? Не переставал он обвинять за сие иудеев, и через Пророка Давида взывает: «пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским» (Пс.105,37–38), - и чрез Иезекииля говорит: и взяла еси сыны твоя, и дщери твоя, яже родила еси, и принесла их рачителям твоим (Иез.16.20,?22). - а потом, показав чрезмерность несообразности, присовокупляет: паче всякого блуда твоего. Поэтому Обвиняющий отваживающихся на сие согласился бы принять единородного сына, приносимого отцом? Но сие было тенью за нас совершенного домостроительства; потому что за вселенную принес Отец возлюбленного Сына. Исаак был образом Божества, а овен – образом человечества; и самое время равночисленно: и здесь и там три дня и три ночи». – писал бл. Феодорит [1].

Литература:

1. Бл. Феодорит.Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003.
2. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, т.2, М., 1993.
3. Свт. Филарет Московский. Толкование на книгу Бытия. М., 2004.
4. Свт. Ириней Лионский. Против ересей, СПб., 2008.
5. Святой Ефрем Сирин. Слово о Аврааме и Исааке. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 335-343.

крест